Пятница, 15 ноября
2 сентября 2008 г.

Презентация без декларации

В Мурманской области может появиться новый завод по производству алюминия. Интерес к проекту проявляет крупнейший производитель "воздушного" металла – норвежская компания Hydro Aluminium. В случае реализации проекта инвестиции в регион могут достигнуть 2,5 миллиардов долларов. Главными проблемами в реализации грозят стать вопросы электроснабжения и места размещения производственной площадки.

Вопросы без ответов

Сегодня губернатор Юрий Евдокимов встретился с делегацией норвежской компании Hydro Aluminium. Во встрече также приняли участие заместитель губернатора Валерий Таличкин, первый заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Леус, консультант отдела нефтегазового комплекса департамента промышленности и транспорта Денис Починков.

Делегацию Hydro Aluminium возглавлял Бьярне Рейнхольдт, руководитель опытных проектов развития бизнеса в Североатлантическом регионе.

Бьярне Рейнхольдт сделал сообщение о деятельности компании Hydro Aluminium, и провел компьютерную презентацию проекта алюминиевого завода на территории нашей области.

"Нас интересует территория на севере Кольского залива. Мы планируем занять 1-2 тысячи квадратных метров под будущий алюминиевый завод, – отметил Бьярне Рейнхольдт. – На этой территории должна быть развитая инфраструктура и выход к заливу.

По планам новый завод будет выпускать 470 000 тонн алюминиевой продукции, даст региону порядка 6000 рабочих мест.

Как сообщил promurman.ru в телефонном интервью один из участников встречи, Сергей Леус, в проекте пока больше вопросов, чем ответов.

– О конкретных показателях пока говорить рано, – отметил собеседник. – Сегодняшняя встреча представляла из себя лишь общую презентацию.

Что касается вопросов, их возникает огромное количество. Так, норвежская сторона заинтересовалась северной частью западного берега Кольского залива, а это место размещения баз атомного подводного флота. Смогут ли предприниматели из Норвегии, страны участницы блока НАТО найти общий язык со структурами, отвечающими за безопасность РФ – большой вопрос.

Так, одним из конкурентных факторов, привлекающих инвестора в Мурманскую область, является избыточное производство энергии. В структуре затрат подобного завода электроэнергия занимает огромное место – до 70 процентов в себестоимости продукции.

"Производство мощностью 300 тыс. т требует 500 МВт установленной мощности", – заявил недавно пресс-секретарь компании Томас Кнутсен. Для сравнения, 450 МВт – это мощность действующих сегодня реакторов КАЭС.

Где новый завод возьмет электричество не ясно: потенциал гидроэнергетики на полуострове практически исчерпан, Кольская АЭС готовится к постепенному выводу из строя действующих реакторов, первый из которых должен быть заглушен менее чем через 10 лет. На строительство же Кольской АЭС-2 в регионе итак большие планы, учитывая ряд крупных экономических проектов, а также не решенный на данный момент до конца вопрос с энергообеспечением завода по сжижению газа в Териберке. Или же норвежцы смогут договориться с "Газпромом" и запустить свою площадку на газе со Штокмана? Ответов пока нет.

Не совсем ясно и с источником сырья для завода. Теоретически поставщиком мог бы стать комбинат "Апатит", с его мало востребованными нефелиновыми рудами. Но нефелин – лишь промежуточная стадия в производстве глинозема – основы для изготовления алюминия.

Чтобы сделать глинозем, мало того, что нужен еще один, отдельный завод, необходимо значительное количество известняка, которым Мурманская область не богата. Опять вопросы…

Пять миллиардов на Дальнем Востоке

К слову, подобные планы у Hydro Aluminium есть и на Дальнем Востоке. Там компания собирается построить завод по производству алюминия на территории Хабаровского края. Как заявили представители Hydro Aluminium по окончании визита в этот регион, строительство первой очереди мощностью 450 тыс. т алюминия в год может быть завершено в 2013-2014 гг, а дальнейшем объем производства может вырасти до 2 млн т в год. При этом норвежцы заявили о возможности инвестировать в производство $5 млрд и более. Главным вопрос и здесь стало энергоснабжение. На первом этапе Hydro Aluminium рассматривает возможность комбинированного энергоснабжения завода – от тепловых и гидроисточников. В дальнейшем компания планирует отказаться от тепловой генерации и получать электроэнергию только от ГЭС. После визита в Хабаровск менеджеры Hydro Aluminium намерены обсудить с "РусГидро" возможности строительства гидроэлектростанции на Дальнем Востоке с дальнейшим получением электроэнергии по выгодным ценам.

Поморская зона

В этой связи вспоминается доклад "Баренц 2020", представленный еще в 2006 году президентом компании "Статойл" Арве Йонсеном. Документ рассказывал о планах и перспективах промышленного развития страны и возможностях совместной деятельности с соседями, в первую очередь Россией.

Тогда в докладе прозвучала мысль о создании на территории приграничных районов Норвегии и РФ двух анклавов, объединенных в зону с особыми условиями хозяйствования. Проект окрестили "Поморская зона".

На волне интереса к развитию отношений между Норвегией и Россией, нашу страну тогда посетил премьер-министр Королевства Йенс Столтенберг, который встретился с Юрием Евдокимовым. Именно после этой встречи были названы некоторые концептуальные параметры той самой Поморской зоны.

Суть их заключалась в создании в районе Яр-фьорда (Норвегия) и Печенгского района двух промышленных участков и установлении между ними особых коммуникативных, визовых, таможенных отношений. "Будут созданы условия для быстрого товарообмена и налаживания любых отношений, которые могут завязаться в этих анклавах", – сказал тогда губернатор.

Евдокимов уточнил, что Поморская зона подразумевает создание на российской территории аэропорта, железной дороги, строительство портов в Яр-фьорде и Печенгской губе. Также, на территории анклавов предполагается строительство сталелитейных и алюминиевых производств, сырье для которых будет добываться в недрах Норвегии и России, а энергетической базой станет газ, нефть и газовый конденсат шельфа Баренцева моря. Для нас место удобно близостью норвежской границы и наличием инфраструктуры (железнодорожная ветка и аэропорт в Луостари).

Впрочем, информация о проекте очень быстро сошла на нет. Поморская зона уткнулась в пограничный столб и ни на йоту не сдвинулась дальше – на сегодняшний день в России просто нет прецедентов создания подобного рода международных экономических зон.

– Законодательная база для реализации проекта на федеральном уровне в России пока не разработана, нет ее и в Норвегии, – отметил первый заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области Сергей Семенов. – Нужно создавать российско-норвежские рабочие группы.

Но группы группами, а политический фактор в нашей стране никто не отменял. Не удивительно, что на фоне охлаждения отношений России с западными странами, подобный проект в краткосрочном временном диапазоне не имеет перспектив. Норвегия, как уже подчеркивалось, все таки страна-участница НАТО.

– Приграничный вопрос пока разрешить не удалось, – подчеркнул Сергей Леус, – И хотя никакой конкретики по Поморской зоне на сегодня добавить невозможно, скорее всего концепция будет сдвинута от объединенных вокруг границы анклавов к разобщенным значительными расстояниями промышленным площадкам.

Судя по всему, понимая это, норвежская сторона скорректировала планы, максимально пытаясь отдвинувшись со своим проектом от границы. Правда, с умыслом или нет, теперь она может наткнутся на другое лихо – территорию, где расположены Полярный, Видяево и Скалистый – базы ВМФ.

Впрочем, глубина и объем взаимодействия с иностранными партнерами у нас всегда определялась, что называется производственной необходимостью. Простой пример этому – максимальное присутствие иностранцев в ЗАТО Снежногорск, где на заводе "Нерпа" на их деньги пилят советские подводные лодки.

Так или иначе, но выводы делать рано. Придет к нам норвежский капитал, добавив свою "маленькую" ложку меда в и без того огромный котел ожидаемого инвестиционного бума, говорить рано.

– Итогом сегодняшней встречи явилось принципиальное согласие нашей стороны на приход инвестора, – резюмировал Леус. – Что касается всех прочих деталей, от выбора площадки до более конкретных экономических и временных показателей, то следующим этапом должна стать подготовка норвежской стороной Декларации о намерениях. Не исключаю, что этот документ поступит уже в текущем году.


Комментарии

Регистрация нового пользователя:
Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь