Пятница, 15 ноября
11 сентября 2008 г.

Не остаться без лица. Мурманский бизнес все активнее регистрирует свои товарные знаки

Борьба за свой товарный знак становиться более актуальной. Мурманские предприниматели начинают осознавать ценность бренда. Стремление придать бизнесу узнаваемое лицо говорит о серьезности намерений предпринимателя и желании закрепиться на рынке.

Сегодня в Мурманске зарегистрировано около 500 товарных знаков. Их активная регистрация началась после 1992 года, когда был принят ФЗ РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров".

Что такое товарный знак? Это то, что отличает ваш бизнес от бизнеса конкурентов, выделяет на рынке. Товарным знаком может быть наименование фирмы, логотип, графический знак, этикетка и т.д. Это лицо фирмы, во многом ее имидж, фирменный стиль.

Понятно, что визитной карточке бизнеса нужна юридическая защита – регистрация. Этим занимается отдел защиты интеллектуальной собственности Мурманского центра научно-технической информации.

Эксклюзивный креатив

Создание товарного знака дело творческое, и требует оригинальности мышления. Главное правило – не повториться.

Валерий Иванов, директор рекламного агентства "Нави" вспоминает историю появления на свет этого названия:

"Это было в 1996 году, хотелось связать название фирмы с чем-нибудь новым, инновационным, а еще сын как раз родился – Иваном назвали. Иван наоборот как раз и получается – "Нави". На том и остановились".

Дальше пошла работа над графической частью.

– Что касается логотипа, – продолжает Иванов, – необходимо было как-то выделяться на фоне остальных мурманских фирм.

На тот момент у мурманских компаний преобладали, в основном, холодные синие цвета в логотипах – сплошная морская тематика.

– Мне же хотелось чего-то яркого и летнего. Так и получилось, сначала это было солнышко, а через несколько лет – апельсин.

Тем не менее, больше десятка лет "Нави" отработал без регистрации – подал документы лишь недавно.

Алексей Доманов, в прошлом руководитель управляющей компании "Кристи", которая дала Мурманску первый крупный торгово-развлекательный центр также взял это название не с потолка.

"Во-первых, форум это место в Древней Греции, где горожане могли встретиться, обсудить городские новости. С другой стороны форум – это современное слово, означающее площадку для живого общения в Интернете" – пояснял журналистам Доманов.

Проверка на новизну

– Выходя на рынок, и придумывая свой товарный знак, предприниматели часто совершают ошибку, – отмечает заместитель директора Мурманского ЦНТИ Людмила Кирьянова.

По словам эксперта, бизнесмены, прежде всего, руководствуется яркостью и необычностью названия, не задумываясь о том, что кто-то уже использует этот товарный знак, и имеет на него законные права. Тот же кто использует это название не законно, является нарушителем, а продукция его – контрофакт, так как вводит в заблуждение потребителя.

Чтобы обойти ловушку, ЦНТИ предлагает предпринимателям проверку товарного знака на новизну.

К слову, регистрация товарного знака может проходить и самостоятельно. Для этого нужно изучить требования по регистрации, прописанные в части 4 Гражданского кодекса. Можно найти информацию и в Интернете. Но в этом случае предприниматель может рассчитывать только на свои силы. По словам Людмилы Кирьяновой – это поле деятельности для профессионалов, система регистрации очень сложная.

-Только представьте, – продолжает Людмила Леонидовна, – существует 46 классов, и нужно свои товары и услуги вписать именно в тот класс который необходим, т.е. правильно классифицировать. Например, слово – "Латона" – молочная продукция, (кстати, оно только сейчас проходит стадию регистрации своего товарного знака), если бы кто-то захотел зарегистрировать свою продукцию или услуги другого класса, под этим торговым обозначением, например – студию звукозаписи, то имел бы на это право, по причине того, что это разные классы.

То есть можно предположить появление фирм однофамильцев, предлагающих разные виды услуг, даже в нашем регионе и это, формально, не будет нарушением, так как они будут работать с покупателями в разных классах услуг или товаров, и столкновение товарных знаков не произойдет".

Подать заявление на регистрацию своего знака можно и без проверки на новизну, но в случае если откажут в регистрации, предприниматель потратит и время и деньги. Хорошо если за это время он еще не успел вложиться в продвижение.

Регистрация своего товарного знака обеспечит абсолютную правовую поддержку фирме. Правда лишь в стране, где была проведена регистрация. Исключением является Международная система регистрации ТЗ или Мадридская система регистрации. Но ни одна мурманская компания с просьбой в ЦНТИ о получении международной регистрации не обращалась.

Забрендованная Алла

Можно "застраховать" свой товарный знак, зарегистрировав его во всех сорока шести классах. Пример тому – отечественная прима Алла Борисовна. Она зарегистрировала свой ТЗ "Алла" во всех 42 классах (на тот момент их было 42).

Но законом предусмотрено обязательно использовать свой товарный знак. Если он в течение пяти лет не будет использован, то любой другой заинтересованный в использовании этого обозначения, может подать возражении против его использования.

В Мурманске случилась подобная ситуация с фирмой "Delta". Южнокорейская фирма "Delta electronics" выходила на рынок с большим перечнем товаров и услуг. Ей мешала маленькая мурманская компания с похожим названием, т.к. класс, в котором планировала работать южнокорейская фирма и наша совпадали.

Корейцы попытались доказать, что мурманчане не использует свое товарное обозначение. Но судебное решение было принято в нашу пользу

В середине 90 годов много компаний хотели получить товарный знак "Арктика". С Арктикой наш регион ассоциируется лучше всего. А слово было застолблено маленькой страховой компанией ООО "Арктика" (на данный момент ее уже нет).

Когда фирма ликвидируется, права на знак исчезают. Правда факт ликвидации предприятия нужно довести до сведенья патентного ведомства.

В ТЕМУ

Борьба за бренд

Иллюстрацией того как фирмы борются за свой знак, может послужить история с мурманским ООО "Галэкс" предоставляющей медицинские услуги.

В Палату по патентным спорам в 2006 году, представителями фирмы General Electric company (штат Нью-Йорк), было подано возражение: "против предоставления правовой охраны товарному знаку "GE".

Оказывается мурманская фирма "Галэкс" имела такой же знак, как и у фирмы General Electric company – "GE". Американцы считали, что этот знак повторяет их собственный, и ссылались на, что их бренд широко известен и представлен в нашей стране. General Electric company был зарегистрирован в Росси в 2006, а мурманский в 2000 году, но перечень товаров, на которые был зарегистрирован их товарный знак и наш различались и мы это доказали.


Комментарии

Регистрация нового пользователя:
Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь