Высокие московские чиновники достаточно часто приезжают в Мурманскую область. Но, после их отъезда, воз нерешенных вопросов, как правило, остается там же, где и был.
В канун дня рыбака Мурманск с рабочим визитом посетил первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков. Чиновник курирует рыбную отрасль, и своими глазами решил посмотреть, как выполняются наказы президентов Путина и Медведева.
Несмотря на то, что высокие московские чиновники приезжают в Мурманскую область с проверками не так уж редко, выслушивают рыбаков, со всем соглашаются и обещают помочь, после их отъезда, нерешенные вопросы, как правило, остаются.
Но в этот раз, московский проверяющий не только знал наперед о всех проблемах рыбаков, но и сразу предлагал конкретные решения.
После посещения мурманского рыбоперерабатывающего предприятия "Норд-Вест Ф.К." Виктор Зубков заявил: "К рыболовецкой отрасли во многом может быть применен тот же подход по выработке мер поддержки, что и к сельхозпроизводителям, которые имеют нулевую ставку по налогу на прибыль, дотации и субсидирование процентных ставок по кредитам".Он отметил, что "Россельхозбанк" и ряд других банков, готовы участвовать в программах по кредитованию предприятий рыбопереработки.
Во времена Советского Союза рыбной промышленностью в целом занималось соответствующее министерство. Теперь существующее с начала 90-х годов ведомство в лице Госкомрыболовства, занимается только проблемами рыболовства.
На сегодня ситуация такова, что рыбоперерабатывающие предприятия по сути дискредитируются по отношению к другим пищевым производствам. Мясопереработка, производства молока, муки – все имеет господдержку, а рыбопереработка – никакой господдержки не имеет.
Дотации и льготное кредитование отечественным рыбоперерабочкиам безусловно нужны. Однако больше всего им необходимо доступное отечественное сырье. В Мурманске сложилась странная ситуация: у российских рыбаков переработчики сырье купить не могут из-за высокой цены, и приобретают рыбу в Норвегии. Но по сути это ведь та же самая рыбопродукция, только продали ее российские рыбопромышленники не в Мурманске, а в Норвегии. Более 40 процентов выловленной рыбы реализуется за рубежом, а потом завозится в Россию. Фарш-сурими для производства крабовых палочек местные производители вообще вынуждены закупать во Вьетнаме.
На совещании в "Мурманском морском рыбном пору" рыбопромышленники обосновали дороговизну сырья высокими ценами на топливо. Зубков сразу согласился с инициативой рыбаков по дотированию их расходов на топливо судов, доставляющих в порт малоценную (недорогую) продукцию.
"Давайте думать вместе, и, может, если вам не по силам, мы вместе это потянем", – сказал Зубков на совещании с рыбопромышленниками, обращаясь к губернатору Мурманской области Юрию Евдокимову.
За последний год топливо для судов увеличилось в стоимости на 80%, в то время как цены на их продукцию практически не поднялись, сообщили рыбопромышленники Зубкову. В связи с этим они несут более высокие расходы и теряют в рентабельности.
Администрация Мурманской области планировала дотировать топливо для рыболовецких судов, поставляющих продукцию исключительно на российский рынок, сообщил Зубкову губернатор.
Однако, по расчетам администрации области, только дотирование топлива для судов, вылавливающих сельдь в Баренцевом море, обошлось бы региону в 80 миллионов рублей, что для него было бы слишком накладно.
Рыбаки продолжали озвучивать проблемы – из-за ветеринарного контроля они теряют значительное время при разгрузке рыбы в Мурманском порту. По их словам, в связи с этим тонна продукции дорожает в среднем на 220-230 рублей.
"Почему бы этого ветеринара не послать в ареал ловли, если ему так хочется? Отправьте его туда, пусть там контролирует", – сказал Зубков. По мнению первого вице-премьера, федеральным ветеринарным инспекторам достаточно один раз сертифицировать район ловли, а в порту им делать нечего.
Рыбаки, получив возможность открыто рассказать о наболевшем, озвучили перед Виктором Зубковым еще одну проблему – незаходной флот. Около 120 рыбопромысловых судов российских компаний сейчас не могу зайти в порты приписки. Все дело в том, что все они либо отремонтированы, либо модернизированы, а то и вовсе построены за границей. Чтобы вновь привести суда в Россию судовладельцы должны заплатить налоговые пошлины на все, приобретенное за границей оборудование. Логика государства проста – не хотите модернизировать суда в России, платите таможенную пошлину. Рыбаки вроде как и рады поддержать отечественного производителя, однако предприятия судоремонта и модернизации судов в нашей стране практически перевелись. Да и современного высокотехнологического оборудования для рыболовных траулеров уже давно в России не производят. Зубков предложил разработать законопроект, предусматривающий таможенную и налоговую амнистию для "незаходных" судов.
А вот предложение рыбаков освободить рыбопродукцию от 10% налога на добавленную стоимость Виктор Зубков не поддержал, сославшись на то, что данная мера неэффективна и эти 10% в конечном итоге накинут недобросовестные перекупщики.
Бороться с высокими ценами на рыбопродукцию Зубков предложил с помощью создания специализированных рынков свежевыловленной рыбы, где она продавалась бы по доступной цене. Зубков посетовал, что сегодня рыботорговля монополизирована крупными торговыми сетями, а это неизбежно приведет к резкому увеличению цены. С целью понижения цен на рыбу Зубков также призвал рыболовов активно объединяться в кооперативы, которые могли бы продавать рыбу без посредников.
Но, идея рыбных рынков скорее всего останется нереализованной. Ветеринарное законодательство в нашей стране очень жесткое. Мурманские рыбопромышленники не один десяток лет боролись за право реализовывать охлажденную рыбопродукцию в магазинах города. Ветеринары сдались только месяц назад, разрешив продажу "охлажденки" только в одном муниципальном магазине.
На сегодняшний день все предложения и пожелания остаются лишь таковыми. Перейдут ли они из разряда "благих пожеланий" в форму соответствующих законов и постановлений, покажет время.
Пока же единственным конкретным итогом поездки первого вице-премьера в Мурманск можно считать четко озвученную позицию правительства относительно дальнейшей судьбы активов ОАО "Мурманский морской рыбный порт". Зубков поручил Министерству экономического развития, Федеральному агентству по рыболовству совместно с администрацией региона в короткие сроки проработать вопрос об исключении данного актива из программы приватизации государственного имущества.
Намеченный на 3 июня аукцион по продаже государственного пакета акций Мурманского рыбного порта так и не состоялся из-за того, что на него не было подано ни одной заявки. Заявленная стартовая стоимость акций в 3,2 миллиарда рублей, критическое финансовое положение и неудовлетворительное техническое состояние производственных мощностей порта – все это привело к тому, что ни один из участников стивидорного рынка России не заинтересовался предложенными активами.
www.interfax.ru
Доллар. Пора покупать?
www.gazeta.ru
ЦБ не хватает системности
www.smoney.ru
Продавать акции российских компаний рано