Информационная служба "Про Мурман"

24 сентября 2008 г.

Бизнес под ключ

Характерная черта последних лет: в Мурманске во множестве появляются известные бренды. Но, далеко не всегда речь идет о появлении в нашем городе официальных представительств раскрученных компаний. Гораздо чаще ситуация проще: мурманский бизнес покупает франшизы.

Покупка франшизы хоть и не гарантирует 100% успеха, но статистика в целом показывает, что у франчайзи в 2 раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльным, чем у независимых предпринимателей.

Немного теории

ФРАНЧАЙЗИНГ – это форма предпринимательства, при которой крупные "родительские" компании (ФРАНЧАЙЗЕРЫ) заключают договор с мелкими фирмами, бизнесменами (ФРАНЧАЙЗИ) на право действовать от имени франчайзера.

При этом мелкая фирма обязана вести бизнес только в форме, предписанной "родительской" фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие.

Проще говоря, внеся определенную плату и выполнив определенные технические условия можно начать бизнес под раскрученным брендом. Пакет документов и соглашений, позволяющий это сделать, называется ФРАНШИЗА.

Сам же франчайзер, кроме роялти (платежи за использование торговой марки) получает продвижение своего бренда на новой территории, повышение его узнаваемости, а также канал сбыта для своей продукции.

Соломка постелена

Первую франшизу в России продала компания Baskin Robins еще в 1993 году. С тех пор процесс пошел подобно снежному кому.

Чем хорош франчайзинг? В первую очередь это минимизация рисков. Франчайзер, как правило, представляет своему новому партнеру всю технологию. От проектов на реконструкцию торговых точек, до особенностей выкладки товара, если речь о торговле, и фирменных рецептов, если разговор об общепите. Также головная компания проводит обучение персонала, поставляет необходимые товары, помогает выстраивать маркетинговую стратегию. Другой огромный плюс – франшизы продают уже сформировавшиеся, твердо стоящие на ногах фирмы. Их бизнес состоялся и нашел своего клиента. Тем выше шансы, что франчайзи удастся раскрутить эту бизнес-модель на своей территории.

Как правило, открыть бизнес по франчайзинговой схеме не дешевле, чем свой собственный. Но при покупке франшизы предприниматель получает отработанную схему бизнеса и готовый бренд, который уже известен покупателю. Работа по франшизе позволяет избежать многих ошибок. Их за франчайзи уже сделали в свое время другие.

Торговля и общепит

Количество предприятий, работающих по франчайзингу в Мурманской области, никто не считал. Сведенной цифры не существует в природе.

– Мурманские предприниматели достаточно давно используют покупку франшизы для открытия бизнеса, – сказала корреспонденту www.promurman.ru Ольга Борисенко, начальник отдела развития инноваций и предпринимательства департамента экономического развития Мурманской области. – Но, озвучить хотя бы приблизительное их количество я не возьмусь, подобных исследований просто не проводилось.

И все же, можно спроецировать на нашу область результаты исследований, проводимых российскими специализированными агентствами. Так, по оценкам Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), за 15 лет франчайзинг сделал в России огромный рывок. По данным РАФ в 2007 году, зафиксировано порядка 600 франчайзеров. Количество же франчайзи, было на порядок больше – около 6000.

Что касается соотношений, то, по мнению Нины Семиной, руководителя Департамента развития франчайзинга компании DELOSHOP, по отраслям компании-франчайзеры распределились следующим образом: торговля ТНП – 55%, безусловный лидер – торговля одеждой, общественное питание – 20% (в прошлом году – 28%), сфера сервиса и услуг – 18%.

Цифры эти хоть и дают приблизительное представление, но отражают общие тенденции.

По оценке www.promurman.ru в Мурманске работают не менее 30 франчайзи, многие из которых имеют по несколько торговых точек. Занимаются они, в основной своей массе, продажей одежды, а также представлением услуг общественного питания.

Интерес к Мурманску растет

Как рассказала www.promurman.ru Наталия Беляева, региональный менеджер производственной корпорации "Балтийский хлеб", ее предприятие весьма довольно работой своего партнера в Мурманске. Кафе-кондитерская "Балтийский хлеб" ул. Самойловой быстро нашла своего покупателя и успешно продвигает бренд "Балтийский хлеб" в Мурманске.

Стоимость франшизы предприятия, согласно официальному прайсу, достигает 150 000 долларов, капитальные затраты на открытие форматного заведения – до 250 тысяч, рояли (отчисления за франшизу) – 3-4 процента от оборота. Срок окупаемости проекта – 2,5 года. Территориальная эксклюзивность у "Балтийского хлеба" оговаривается отдельно. В принципе, в большом городе, ничего не мешает продавать франшизу нескольким юридическим лицам. Однако, в случае с Мурманском, как отметила Наталия Беляева, предпочтение будет отдаваться уже зарекомендовавшему себя партнеру.

– В любом случае компания считает проникновение на мурманский рынок удачным. Мы продвигаем свой бренд, расширяем географию присутствия, – резюмировала менеджер "Балтийского хлеба".

Бренд "Красный куб" – сеть по торговле подарками, работает в Мурманске с 2006 года. В настоящее время предприятие представлено тремя торговыми точками. Была попытка работы в области, в Мончегорске. Но бизнес не пошел, спустя пять месяцев магазин свернули. "Это было достаточно неожиданно, – отметили в мурманской франчайзи "Красного куба". – Мончегорск считается благополучный городом, где достаточно обеспеченных людей, и, тем не менее продажи были плохими. Дело, судя по всему, в отсутствии привычки у людей покупать продукцию, входящую в наш ассортимент".

Что касается работы в областном центре, то здесь интересам к подаркам у людей все в порядке. Компания довольна сотрудничеством со своим франчайзером и строит планы по развитию бизнеса.

В массы – через торговые центры

Перспективы развития франчайзинга связаны с активным строительством торговых и развлекательных центров, – продолжает Нина Семина. – Множество магазинов в ТРЦ по всей России открываются сейчас по франшизе. Столичные компании, пользуясь таким инструментом, развиваются в регионах и небольших городах, захватывают региональные рынки, оставаясь при этом в месте основания компании…

Другая тенденция: потенциальный франчайзи стал более просвещенным. Все чаще и чаще на переговорах звучат "правильные" вопросы франчайзерам: как собираются развивать бренд? Какая планируется рекламная кампания? Какая поддержка будет оказываться франчайзи? Финансовые показатели торговых точек, в том числе франчайзинговых?

Интересно и то, что многие компании предоставляют эти данные при продаже франшизы, несмотря на то, что закон не предусматривает раскрытия подобной информации перед потенциальными пользователями – франчайзи. Открытость на начальном этапе переговоров – залог успешных продаж и долгосрочного сотрудничества.

Интересна еще такая тенденция: около 20% инвесторов – потенциальных франчайзи, обратившихся за покупкой франшизы в этом году уже являются действующими франчайзи других компаний, часто из различных сфер деятельности. И эта цифра растет день ото дня, что говорит о популяризации франчайзинга, а также о наработанном положительном опыте реализации франчайзинга в России.

Сама по себе покупка франшизы не гарантирует 100% успех, но статистика в целом показывает, что у франчайзи в 2 раза больше шансов остаться в бизнесе и стать прибыльным, чем у независимых предпринимателей.

Использованы материалы сайтов http://www.rarf.ru, http://www.beboss.ru.

Отправить по почте Версия для печати

Copyright 2008-09 © promurman.ru обратная связь

При цитировании и использовании в интернете гиперссылка на promurman.ru обязательна