Суббота, 23 ноября
1 декабря 2008 г.

Готов ли Мурманск к увеличению объемов ввозимой рыбопродукции?

1 января 2009 вступает в силу постановление об обязательной доставке всей выловленной в российской экономической зоне рыбопродукции в таможенную зону РФ.

Увеличение потока доставляемой в Россию рыбы уже не за горами. Вот только найдется ли покупатель на эту рыбопродукцию? На этот вопрос, тем более в свете грядущего экономического кризиса, ответить не может никто.

С 1 января будущего года все морепродукты, добытые в исключительной экономической зоне России, будут проходить российское таможенное оформление. Еще год назад Правительство РФ выпустило 486-е "О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки".

Почти год российские рыбаки, действуя по принципу "авось пронесет" выказывали всяческое согласие с данным законодательным актом. Однако государство в данном вопросе проявило недюжинную настойчивость и жесткий контроль. Как только окончательно стало понятно, что Постановление действительно будет работать, в Росрыболовство посыпались письма с просьбами и даже требованиями отложить реализацию законопроекта на 2013 год. Что же так испугало рыбаков и почему государство так жестко отстаивает свою позицию по данному вопросу?

Сначала необходимо определиться с самим 486 Постановлением. По сути, документ не обязывает российских рыбаков выгружать добытый улов в российских портах. Он лишь предписывает доставлять рыбопродукцию на таможенную территорию России для прохождения обязательных процедур контроля. После чего, компании, работающие на экспорт, могут увозить рыбу в ту же Норвегию или другие страны. Среди противников законопроекта таких компаний большинство. Их позиция понятна: компании имеют долгосрочные контракты с иностранными фирмами и временные затраты на переход до российских портов им ни к чему. Да и расход топлива, которое нынче дорожает с каждым днем, резко увеличится. Все эти расходы рыбопромышленникам придется заложить в стоимость рыбопродукции. Будут ли иностранные рыбоперерабатывающие предприятия покупать товар по новой цене неизвестно.

У Федерального агентства по рыболовству тоже есть свои доводы. Новое Постановление, по словам главы ведомства Андрея Крайнего, позволит вывести из "тени" от 200 до 300 тысяч тонн рыбопродукции. Действительно, без обязательного предъявления российской таможне рыбакам намного проще скрыть неучтенный улов. Предвидя попытки нечистых на руку рыбаков избежать доставки улова на российский берег, Росрыболовство пытается получить право лишать квот на вылов биоресурсов тех рыбаков, которые не будут доставлять улов на таможенную территорию РФ. Как сообщил руководитель центра общественных связей главного рыбацкого ведомства Александр Савельев, соответствующие поправки в закон о рыболовстве Совет Федерации одобрил в прошлую среду.

"Основания для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов пополнились двумя пунктами – квот теперь могут лишиться те, кто не будет доставлять улов на таможенную территорию РФ, как это предписано законом, и те, кто в течение календарного года без согласования прекратит работу технических средств контроля на восемь и более часов", – пояснил он, добавив, что теперь требование оснащения техническими средствами контроля распространено и на маломерный флот.

Следующий довод против Постановления – неготовность береговой инфраструктуры. Основная проблема – нехватка холодильных мощностей в российских портах. Уже сейчас в "Мурманском морском рыбном порту" периодически возникают ситуации, когда свободные холодильные емкости отсутствуют, и выгрузка рыбопромысловых и транспортных судов производится только под освобождающиеся мощности. Однако следует отметить, что во времена бывшего СССР, когда "Мурманский морской рыбный порт" перерабатывал рекордные для страны 1,3 миллиона тонн рыбопродукции в год, объемы холодильных мощностей в порту были меньше. И никаких проблем с полной загруженностью холодильников не было. Сейчас ОАО "ММРП" переваливает порядка 200 тысяч тонн в год, а холодильных мощностей не хватает. Дело в том, что сами рыбопромышленники недопустимо часто используют холодильники порта для длительного хранения рыбопродукции на срок от 3 до 7 месяцев, а то и больше. К примеру, на холодильнике ОАО "ММРП" до сих пор лежит путассу, которая была выловлена в январе 2008 года. Грузовладельцы своевременно не реализуют рыбопродукцию, частично не находя покупателей, частично дожидаясь роста ее стоимости, хотя данный товар имеет ограниченный срок реализации. И по сути дела превращают транспортный холодильник порта, в холодильные емкости длительного хранения. Причина затаривания холодильника очень проста – стоимость хранения рыбопродукции на холодильных мощностях в Москве или Питере – 40 рублей и выше, в Мурманске – меньше 16. Существенно повысить тарифы мурманчане не могут – антимонопольное законодательство в данном случае работает жестко. Почему эти же законы не применяются к владельцам холодильников в Питере и Москве непонятно.

При этом залеживается только дешевые пелагические породы рыб, спрос на которые появляется от сезона к сезону. Треску и пикшу промышленники реализуют свободно. Масла в огонь подливают соседи из Норвегии. Они традиционно начинают промысел сельди раньше своих российских коллег. И когда наши суда только выходят на промысел, в магазинах России уже лежит норвежская рыба. Норвежцы первыми занимают рынок, а российским рыбакам приходится хранить рыбу в морозильниках до появления спроса.

Усугубить ситуацию может отмена моратория на вылов мойвы. Квота России на вылов мойвы в Баренцевом море составляет 152 тыс. тонн. Решение о возобновлении промысла этой рыбы в 2009 году после пятилетнего моратория было принято в середине октября на 37-й сессии смешанной российско- норвежской комиссии по рыболовству (СРНК).

Если в первые месяцы промысла спрос на мойву может и будет, то дальнейшая ее судьба уже предсказуема – долговременное хранение на холодильниках рыбных портов до появления спроса. Рыбаки грозятся привезти в Мурманск не много ни мало 100 тысяч тонн мойвы. Если учесть, что мощность холодильников в порту 40 тысяч тонн, то их затоваривание неизбежно. К слову, Норвегия, квота у которой в 2009 году еще больше, уже заявила, что для внутреннего потребления стране необходимо не более 60 тысяч тонн, остальное они планируют реализовать в России.

Хранение рыбы на холодильниках, даже при мурманских тарифах, занятие более чем прибыльное. И коммерсанты это прекрасно понимают. Фирма "Северный купец" уже имеет конкретные планы по строительству нового холодильника в районе 45 причала рыбного порта, мощностью в 20 тысяч тонн единовременного хранения. Аналогичные планы есть и у самого Рыбного порта.

При этом никто точно не может сказать, сколько же рыбы придет в мурманский порт в 2009 году. Цифры называются совершенно разные, от 300 до 500 тысяч тонн. Выгрузить этот объем в Мурманске можно.

"Последнее время мы только и слышим, что не в состоянии обслуживать одновременно больше трех крупнотоннажных судов. Но ведь за полтора года больше-то и не бывало! Для нас, чем больше судозаходов, тем лучше. ОАО "Мурманский морской рыбный порт", как и любой рыбный порт в России, заинтересован в увеличении объемов грузооборота. В последние годы порт Мурманска переваливал не более 200 тысяч тонн рыбопродукции в год. С вступлением в силу 486-го постановления мы ожидаем двукратное увеличение грузооборота в 2009 году. Для перевалки дополнительных объемов рыбопродукции у порта имеются все возможности: оборудование для выполнения погрузочно-разгрузочных работ находится в технически исправном состоянии, предприятие обеспечено квалифицированными трудовыми ресурсами. На сегодняшний день возможный годовой объем перевалки рыбопродукции через причалы порта составляет 700 тыс тонн. Однако стабильная работа рыбных портов возможна только при условии создания в стране организованной системы сбыта и транспортировки рыбопродукции. Нельзя допустить ситуации, при которой транспортные холодильники портов будут использоваться грузовладельцами для длительного хранения рыбопродукции, тем самым задерживая выгрузку судов, приходящих с промысла", – комментирует ситуацию генеральный директор ОАО "ММРП" Владимир Соколов.

Есть претензии у рыбаков и к контролирующим органам. Однако нельзя сказать, что Росрыболовство не ведет работу в этом направлении. Федеральное агентство по рыболовству подготовило 25 постановлений Правительства РФ, направленных на оптимизацию работы рыбной отрасли. Пожалуй, главное из них – постановление N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации". Оно сокращает работу проверяющей комиссии на борту судна до 3-х часов. Постановление уже действует и, судя по отчетам контролирующих органов, претензий у судовладельцев стало меньше.

Так или иначе, реализация 486 постановления с 1 января неизбежна. Увеличение потока доставляемой в Россию рыбы уже не за горами. Вот только найдется ли покупатель на эту рыбопродукцию? На этот вопрос, тем более в свете грядущего экономического кризиса, ответить не может никто.


Комментарии

Послать ссылку на e-mail:
Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь