Пятница, 15 ноября
10 июня 2008 г.

Аукцион: Мурманский рыбный порт переоценили

Продажа акций крупнейшего предприятия не состоялась из-за отсутствия заявок

Намеченный на 3 июня аукцион по продаже полного государственного пакета (100%) акций ОАО "Мурманский морской рыбный порт" не состоялся. Связано это с тем, что на участие в аукционе не поступило ни одной заявки.

Это не значит, что рыбный порт никто не хочет купить. Это значит лишь то, что никто не хочет этого делать именно за 3 миллиарда 190 миллионов. В такую сумму аудиторская компания, назначенная Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), оценила рыночную стоимость акций ОАО "ММРП".

ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" был преобразован в акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом в 2006 году, несмотря на все попытки портовиков, руководства региона и рыбопромышленников предотвратить приватизацию предприятия. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2007 года № 540, акциями этого и целого ряда других государственных предприятий был дополнен план приватизации на 2007-2009 годы, а 29 декабря 2007 распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом была назначена дата проведения аукциона.

Стартовая стоимость акций – 3 миллиарда 190 миллионов 332 тысячи рублей. За эти деньги потенциальному покупателю предлагаются огороженная территория в 160 гектаров, полный набор портового хозяйства – холодильные мощности, краны, складские помещения, кое-какая техника, собственная котельная, портовый флот из буксиров и катеров, ряд непрофильных подразделений порта, коллектив 1200 человек и ежегодные убытки.

Из всего вышеперечисленного реальный интерес может представлять разве что только сама территория. Да и она не является единым целым. Порт состоит из 5 грузовых районов: северный и южный грузовые районы разделены частным предприятием – банкротом Мурманской судоверфью. На территории самих районов множество частных предприятий с правом владения собственностью и землей. Угольная база расположена за торговым портом, имеет старые причалы и не может принимать суда с осадкой больше 9 метров из-за малых глубин. База газации – небольшой район на противоположной стороне Кольского залива – давно законсервирована и не эксплуатируется.

Самый лакомый кусок рыбного порта – это его нефтеперевалочный комплекс, способный перегружать на танкеры до миллиона тонн в год. Однако он был умело передан в аренду в 2006 году предыдущим директором порта Сергеем Бебениным сроком на 10 лет компании "Первый Мурманский терминал" (ПМТ). Глава госкомитета по рыболовству и председатель совета директоров ОАО "ММРП" Андрей Крайний неоднократно заявлял о том, что будет добиваться возвращения нефтебазы в состав порта. Но, судя по всему, договор был составлен таким образом, что неустойка за досрочное прекращение договора аренды столь велика, что порт ее не сможет выплатить никогда. Да и акционеры ПМТ – группа предпринимателей из Санкт-Петербурга, частные лица, которые контролируют ряд компаний в питерском порту, вряд ли откажутся от доходного бизнеса, несмотря на все усилия главы Госкомрыболовства.

Получается, что кроме разрозненной территории и устаревших механизмов, износ которых превышает 80 % будущему покупателю ОАО "ММРП" больше рассчитывать не на что. Даже причальная линии длинной в 4 километра, в каком бы состоянии она не была, не будет передана в частные руки и останется в ведении государства как объект стратегический. Причалы могут быть переданы новому владельцу в аренду или в доверительное управление.

Найдется ли покупатель на столь сомнительный актив – вопрос открытый. Пока ни одна из серьезных компаний открытого интереса к акциям ОАО "Мурманский морской рыбный порт" не проявляла. В средствах массовой информации неоднократно высказывались предположения о возможном покупателе. Лавры победителя аукциона заранее отдавались и Газпрому и Мурманскому торговому порту и ПМТ и даже международному нефтетрейдеру Gunvor, контролирующему треть экспорта нефти и нефтепродуктов из России. Gunvor осенью прошлого года заявил о том, что хочет купить один терминал на севере, и один – на Черном море. Gunvor занимает лидирующее положение в сфере торговли энергоресурсами в Балтийском регионе и хочет упрочить свои позиции на севере. В частности, он уже взял в управление нефтеперевалочный порт Витино в Белом море. Совладельца Gunvor Геннадия Тимченко СМИ называют хорошим знакомым ряда высших российских чиновников.

Однако если бы Gunvor или другая крупная компания имела виды на Мурманский рыбный порт, то в состав руководства порта уже давно бы вошел представитель этой компании, так сказать для ознакомления с положением дел. Однако серьезных кадровых перестановок в ОАО "ММРП" не было уже больше года.

Если же порт все же уйдет с молотка в частные руки, то его дальнейшую судьбу не берется предсказать ни один из экспертов.

– К сожалению, государство не поставило перед будущим покупателем никаких условий по сохранению рыбного профиля порта. А это значит, что новый собственник может развивать на этой территории любой стивидорный бизнес, в том числе нефтяной или контейнерный. Однако мы искренне надеемся на то, что рыбный порт все же сохранит свою основную направленность, и дальше будет принимать у своих причалов рыбопромысловые суда, – говорит генеральный директор ОАО "ММРП" Владимир Соколов.

Потеря рыбного профиля при продаже порта практически неизбежна. На сегодняшний момент ОАО "ММРП" переваливает не более 200 тысяч тонн рыбопродукции в год, при этом мощности предприятия загружены не более чем на 30 процентов. Бесконечные неувязки с контролирующими органами и несовершенное таможенное законодательство уже давно заставили мурманских рыбаков обосноваться в портах Норвегии. Заниматься перевалкой рыбопродукции в Мурманске просто невыгодно.

Однако компании, ориентированные на российский рынок продолжают привозить рыбопродукцию на мурманский берег. Что будет с ними, если порт перепрофилируют в нефтяной терминал пока неизвестно.

Масла в огонь подливают новые поправки в закон о рыболовстве, по которым с 1 января 2009 года вся рыбопродукция, выловленная в исключительной экономической зоне РФ должна быть доставлена на российский берег. По оценкам Союза рыбопромышленников Севера это дополнительные 50 тысяч тонн рыбопродукции в год для перевалки в мурманском порту. Открытие промысла мойвы – это еще 80 тысяч тонн в год. Куда повезут рыбаки свой улов в новых условиях? Если мурманский рыбный порт перестанет быть рыбным, то только в Санкт-Петербург, что неминуемо скажется на цене самой продукции и как следствие приведет к окончательному развалу рыбной отрасли в Мурманской области.

Что будет дальше с акциями ОАО "Мурманский морской рыбный порт" пока неизвестно. Назначить новую дату аукциона должен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом стартовая стоимость акций должны быть снижена. На сегодняшний день такое решение не принято, сроки его принятия не известны. Да и с самим РФФИ ситуация странная. Президент РФ Дмитрий Медведев в начале мая поручил Минэкономразвития подготовить решение о ликвидации РФФИ и передаче его функций в Росимущество, которое теперь возглавляет бывший глава фонда Юрий Петров. Однако РФФИ до сих пор проводит аукционы по продаже федерального имущества.

Тем не менее, постановления правительства от 28 апреля 2007 года № 540 о внесении акций ОАО "ММРП" в дополнения к прогнозному плану приватизации никто не отменял, а значит, акции рыбного порта все равно должны быть проданы. Теперь на первый план выходит цена вопроса. На сколько уменьшит РФФИ стартовую стоимость акций? И будет ли связано такое уменьшение с появлением конкретного покупателя?

Последнее время московские чиновники от рыбной отрасли все чаще говорят о возможности создания государственной рыбопромысловой корпорации. Глава в очередной раз переименованного федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний в одном из своих интервью говорил о создании такой госкорпорации на базе Архангельского тралового флота. Ходят слухи, что акции ОАО "ММРП" могут быть переданы в эту госкорпорацию в качестве государственного вложения. Однако пока нет соответствующего постановления правительства хотя бы о создании самой госкорпорации, рассматривать такой вариант дальнейшей судьбы ОАО "ММРП" по крайней мере преждевременно.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь