Среда, 13 ноября
21 января 2009 г.

Андрей Крайний: "Рыбная отрасль должна выиграть от финансового кризиса"

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний в очередной раз посетил Мурманск. На этот раз главный рыбак страны провел в городе почти два дня, встретился с рыбопромышленниками, портовиками, региональными властями и коллегами из Норвегии.

Основная цель визита – контроль выполнения постановления Правительства РФ № 486 "О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ, исключительной экономической зоны РФ и континентального шельфа РФ, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки".

Как мы уже неоднократно писали, с 1 января 2009 года все морепродукты, добытые в исключительной экономической зоне России, должны проходить российское таможенное оформление. По сути, основная ответственность за исполнение постановления лежит на главе Росрыболовства, поэтому вряд ли он желал услышать в Мурманске какие-то негативные отзывы, да и сами рыбопромышленники прекрасно это понимали, поэтому о существующих проблемах говорили осторожно.

Естественно, открывая совещание с рыбопромышленниками региона, Андрей Крайний отметил положительные моменты в развитии рыбной отрасли в нашей стране. Действительно, за последние два года в отрасли наметилась положительная динамика. Прежде всего, были приняты законодательные акты, упрощающие процедуру оформления рыбопромысловых судов в морских портах РФ, теперь комиссия контролирующих органов должна работать на борту судна не более трех часов. К чести контролеров нужно сказать, что они с этой задачей пока справляются. Правда до оперативности норвежских властей, где все разрешительные документы оформляет один агент в течение часа, нашим инспекторам еще далеко.

Также рыбопромышленники получили квоты на 10 лет, что даст им возможность работать на перспективу и заняться долгосрочным обновлением флота. Впервые за последние годы отменен мораторий на вылов мойвы. Российская квота на 2009 год составляет 152 тысяч тонн. Рыбаки наконец-то дождались таможенной амнистии для судов модернизированных или отремонтированных за рубежом. Теперь до 2010 года эти суда могут вернуться в российские порты без уплаты налогов и пошлин, которые в сумме составляют до 23% от стоимости ремонта и модернизации. Правда, ожидали рыбаки большего, а именно полной амнистии для судов, которые были построены за границей, таких тоже не мало и на сегодняшний момент они просто не могут зайти в российские порты, потому как выплата пошлин просто не по карману рыбакам.

С претензиями рыбопромышленников Крайний согласился. Росрыболовство намерено проанализировать ситуацию возвращения судов и, в случае признания эффективности амнистии, она будет введена на один год для судов, купленных за рубежом до 1 января 2009 года. Крайний отметил, что эта мера будет распространяться на все рыбопромысловые суда и может существенно поддержать рыбную отрасль России.

Привез глава Росрыболовства и новые идеи. Так, по задумке Андрея Крайнего в России необходимо возродить сеть магазинов "Океан", где рыбопродукция будет продаваться с минимальными торговыми наценками. По его словам, с такой инициативой выступили крупнейшие рыбодобывающие предприятия страны. Первые 15-17 магазинов должны открыться в течение ближайших месяцев.

– Магазины будут небольшие – по 300-400 метров торговых площадей. Будем торговать рыбой и рыбопродуктами во всех видах, начиная со свежей, охлажденной, мороженой, соленой, консервированной и так далее. Сейчас идет разработка бизнес-проекта. Я полагаю, что деньги будут нужны небольшие, – отметил Андрей Крайний.

При этом глава Росрыболовства отметил, что заниматься торговлей будет частный бизнес, правда, под контролем местных властей. Предполагается, что муниципалитеты предоставят соответствующее помещение под магазин по минимальным арендным ставкам, а продавцы будут вести умеренную ценовую политику.

Большинство простых сограждан восприняло эту идею крайне положительно. Вот только необходимо понимать, что возродить советскую систему магазинов "Океан", где продавалась живая рыба, на сегодняшний день невозможно. Некому, неоткуда и не на чем доставлять ее в российские порты.

Во-первых, большинство сейнеров, которые привозили живую рыбу в порт Мурманск, либо переоборудованы для работы с мороженной рыбопродукцией, либо вовсе отслужили свой век. Во-вторых, какую рыбопродукцию в этих магазинах будут продавать? Путассу, которая и так в Мурманске никому не нужна? Охлажденную треску или пикшу, которой итак достаточно в розничной сети? В советские годы в магазинах "Океан" рыбопродукции продавалось под сотню наименований со всех рыбопромысловых бассейнов. Да, можно и сейчас привезти в Мурманск рыбу с Дальнего востока, только цена этой рыбы будет такова, что далеко не каждый сможет ее купить.

Хотя, в любом случае выводы пока делать рано. Может быть, идея еще и найдет свое применение, если найдутся добровольцы от бизнеса заняться столь рискованным делом.

Обрадовал Андрей Крайний рыбаков и тем, что в 2009 году государство выделит 1 миллиард 100 миллионов рублей на субсидирование процентных ставок по кредиту предприятиям рыбопромышленного комплекса по трем направлениям: модернизация и строительство флота, модернизация и строительство рыбоперерабатывающих предприятий и материально-техническое обеспечение.

– На деле столь мощная государственная поддержка рыбопромышленников означает, что 8-9% кредита на покупку судна, то есть, примерно, половину от процентной ставки кредита, государство берет на себя, – отметил Андрей Крайний. – Обновление флота – одна из основных проблем современной рыбной отрасли в России. Наши суда, еще советской постройки затрачивают в два раза больше топлива на вылов одной тонны рыбопродукции, чем современные корабли тех же норвежцев, а от этого уже напрямую зависит себестоимость рыбопродукции. Сейчас в условиях мирового финансового кризиса у российских рыбаков появится реальная возможность купить подержанные суда на вторичном европейском рынке. Цена на траулеры уже сейчас заметно упала. Вот только у многих ли найдутся средства на покупку этих судов, и не окажутся ли они "незаходными", ведь для заграничных пароходов таможенная амнистия до сих пор не объявлена.

Также Росрыболовство предлагает защищать интересы российских рыбаков с помощью таможенных пошлин на иностранную рыбопродукцию. Введение таких пошлин может действительно помочь местным рыбодобытчикам, ведь те же норвежцы начинают промысел традиционно раньше мурманских рыбаков и успевают наполнить не только свой, но и российский рынок. Проблема нехватки рынков сбыта, пожалуй главная, с которой могут столкнуться рыбопромышленники в этом году. Хотя этой теме на совещаниях было уделено через чур мало внимания. Тем временем, цена на треску на мировых рынках уже сейчас упала в два раза, с пикшей та же самая ситуация. На промысел сайки в конце года практически никто не вышел – ее вылов просто убыточен. Что будут делать рыбопромышленники с огромными объемами мойвы, которая начнет активно ловиться в конце февраля? Найдут ли они покупателя на этот пусть и не дорогой, но, по сути, невостребованный товар?

Андрей Крайний неоднократно в ходе своей поездки в Мурманск заявлял, что рыбная отрасль от влияния мирового финансового кризиса должна только выиграть. Люди будут активнее покупать рыбу, отказываясь от более дорогого мяса. Да и рост курса доллара оградит местных производителей от конкуренции заграничных товаров. Вот только рыбаки эти идеи не слишком поддерживают, они уже сейчас понимают, что в условиях кризиса покупательная способность населения расти уж никак не будет и продать свой товар им будет ой как не просто.

В общем, контрольный визит в Мурманск состоялся. Глава Росрыболовства доложил общественности о реальных успехах ведомства, рыбаки региона озвучили насущные проблемы. Отрасль понемногу развивается, как она пройдет через экономический кризис сейчас вряд ли кто-то возьмется предположить. Тем не менее, Россия в 2009 году может добыть 4,2 миллиона тонн водных биоресурсов, в том числе, ожидается рекордный вылов лососевых в 400-450 тысяч тонн.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь