Понедельник, 6 мая
27 марта 2009 г.

Изменения в законе "Об ОСАГО" могут привести к тому, что страховщики потеряют интерес к этому виду страхования

Денис Трошков - директор мурманского филиала компании "Росгосстрах"

С 1 марта вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В результате изменений в некоторых случаях возможно оформление ДТП без участия инспектора ГИБДД. Для кого вводятся новые правила, кому они более выгодны и удобны: страховым компаниям или автолюбителям, пострадавшим в ДТП или виновным? С этими вопросами мы обратились к директору мурманского филиала компании "Росгосстрах" Денису Трошкову.

- Расскажите в общих чертах о сути нововведений.

– После 1 марта инспектора ГИБДД на место аварии можно не вызывать, в том случае, если соблюдаются следующие условия: в аварии участвовали не более двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в рамках ОСАГО; вред причинен только имуществу; обстоятельства причинения вреда в результате ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников аварии и зафиксированы в извещениях о ДТП, бланки извещений заполнены обоими водителями в соответствии с правилами ОСАГО; размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не превышает 25 тысяч рублей.

Эти изменения, по большому счету, правильные. Они призваны сократить время оформления ДТП и тем самым разгрузить дороги. Но, на практике, поправки к закону вызывают очень много вопросов.

– В чем заключается проблема?

– Вводить нововведения нужно было поэтапно, сначала надо отработать технологи урегулирования убытков при таком урегулировании ДТП. Например, технологию, которая работает сейчас, начали осваиваться в 2003 году, и только ко второй половине 2007 года страховые компании отладили систему урегулирования убытков. Как видите, для этого потребовалось около 4 лет.

Сейчас же получается, что с 1 марта закон вступил в силу, но нет ни технологий работы ни утвержденных методик .

– Приведите пример, почему закон в сегодняшней редакции неработоспособен.

– Таких примеров множество. Возьмем простейший случай, связанный с величиной ущерба в 25 тысяч рублей. Не всегда специалист не всегда готов определить ущерб "на глаз", что говорить о простом автолюбителе, тем более ни кто не сможет определить "скрытые дефекты". У некоторых американских автомобилей, бампер изготавливается из резиноподобного пластика. При ударе в бампер он деформируется, а потом возвращается в первоначальное состояние. В итоге на первый взгляд мы можем сказать, что произошел только скол краски, а на самом деле – лопнул усилитель бампера.

– Как сегодня действуют страховые компании, пока нет методик, но закон уже вступил в силу?

– Страховщики и ГИБДД работают по старой схеме. У нас сейчас нет массового обращения по прямому урегулированию и надо отдать должное жителям Мурманской области, что они прислушиваются к нашим просьбам. Многие граждане обращаются к нам с просьбой разъяснить ситуацию, мы объясняем, что пока нет технологии работы, она не утверждена. Но предлагаем действовать по следующей схеме: два участника аварии на месте определяют, кто виноват, и, если больших повреждений нет, то они просто расписывают это в письменном виде на бумаге, в свободной форме; не дожидаясь инспектора, едут в областное ГИБДД и все документы оформляют там.

Такая технология нас устраивает, мы с ней согласились. Она является своеобразной заменой прямому урегулированию, либо упрощенному урегулированию.

Отличия от нововведений заключаются в том, что на сегодняшний момент мы ввели упрощенную технологию для всех автовладельцев, а не только для тех, кто, по закону, застраховал автомобиль после 1 марта.

– Могут ли новые правила привести к тому, что многие страховые компании просто откажутся от ОСАГО?

– Да. Прямое урегулирование финансово емкий инструмент, который заставляет компании либо объединяться, что собственно сейчас и происходит, либо уходить с рынка ОСАГО, потому что этот рынок очень трудоемкий: на высоком уровне надо держать технологию урегулирования убытков, технологию работы с базами данных и операционный учет должен быть хорошо отлажен. Это затратные вещи, поэтому более мелкие компании будут уходить, либо объединятся в некие холдинги, либо продаваться другим компаниям.

– В законе прописано, что новые правила действуют только для тех, у кого полис ОСАГО оформлен после 1 марта. Что этот факт влечет за собой?

– Здесь возникает еще одна проблема. С этим пунктом было не согласно Министерство финансов, и сейчас этот пункт находится на рассмотрении.

Нюансов при прямом урегулировании очень много, я могу сказать, что существуют типовые варианты схем ДТП на 44 листах, и если авария не подпадает не под одну из представленных схем, то она не считается стандартной и соответственно страховая компания будет требовать справку справка из ГИБДД.

В принципе, если мы берем город Мурманск, то при небольшой аварии извещение может быть оформлено на месте, если сразу виден виновник, но при этом нужно позвонить в дежурную часть ГИБДД, описать ситуацию, сообщить государственные номера и назвать виновника аварии. Виновник на месте ставит подпись на заявлении, что вину свою подтверждает. После оформления документов, в областном ГИБДД зафиксируют повреждения, оформят аварию и выдадут справку. Это может занять два часа, при условии, что очередь будет не большая.


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь