Понедельник, 29 апреля
26 декабря 2008 г.

Мурманск 2025: основные параметры нового генерального плана

В городе будут строится новые дома, дороги и парковки. При этом численность населения продолжит сокращаться.

23 декабря в Мурманске прошел Градостроительный совет, где рассматривался проект нового генерального плана города.

Генеральный план любого города определяет назначение территорий на период расчетного срока. В данном случае речь идет о 2025 году, первая очередь в составе расчетного срока – 2015 год.

Предыдущий генплан города, был принят еще в 1987 году и на сегодня он себя морально исчерпал. Тот документ был рассчитан на город с населением 480 тысяч человек. С тех пор изменилось все – и градостроительное законодательство, и социально-экономические условия и роль Мурманска в экономике государства.

Население города продолжит сокращаться

Сегодня площадь Мурманска составляет 15055 гектаров, численность населения 313 тысяч человек. На 1 января 2008 года жилищный фонд города составлял приблизительно 7 млн. кв. метров площади (22.1 кв. метров на одного человека). При этом 185,5 тыс. м2 общей жилой площади – это ветхие и аварийные дома.

Как отметили разработчики нового плана, основная доля жилищного фонда города (90 процентов) сегодня размещена в многоэтажных домах. Вследствие незначительных объемов нового строительства, рост обеспеченности населения жилищным фондом происходит за счет сокращения числа жителей города. Техническое состояние жилого фонда и его обеспеченность техническим оборудованием в целом удовлетворительны. Однако инженерные сети характеризуются высоким процентом износа, нуждаются в реконструкции и модернизации.

Разработка нового генерального плана началась с анализа современного использования территории города и прогноза его развития. Как считает Ирина Евплова, начальник отдела градостроительной экологии и территориального планирования ОАО "НИИП Градостроительства" (разработчик плана) к 2025 году, по самым оптимистичным прогнозам, численность населения Мурманска будет составлять 300 тысяч человек.

www.promurman.ru решил разобраться, каким видят разработчики плана наш город через 17 лет и какие основные решения будут реализованы при придании Мурманску нового облика?

Итак, основной импульс развитию города придадут торгово-транспортный узел, рыбопромышленный комплекс и проекты по добыче углеводородного сырья на шельфе арктических морей.

В рамках реализации этих планов, в Мурманске и его окрестностях планируется строительство пяти терминалов: угольного и нефтяного (на западном берегу Кольского залива), контейнерного и многофункционального, а также логистического центра на Восточном берегу.

Строительство всех запланированных объектов позволит создать в Мурманске, порядка 17-20 тысяч рабочих мест.

Основное территориальное развитие Мурманска планируется в восточном направлении до объездной дороги и на западном берегу Кольского залива. Также развитие предусматривается и за счет внутренних территориальных резервов (отдельных участков, микрорайонов незавершенного строительства), реконструкции зон ветхого и аварийного малоэтажного фонда с переходом к многоэтажной застройке, перепрофилирования зоны инженерной инфраструктуры, расположенной в южной части Ленинского округа к северу от Верхне-Ростинского шоссе, в зону многоэтажной жилой застройки (квартал 180).

К 2025 году показатель жилищной обеспеченности в среднем по городу должен достигнуть 28 м2 общей площади на человека. Объем выбытия жилищного фонда (за счет сноса ветхого и аварийного фонда, перевода жилого фонда в нежилой) за этот период составит 240 тыс.м2. Общее количество жилищного фонда на расчетный срок достигнет 8400 тыс.м2 общей площади.

Генеральным планом предусмотрено развитие следующих зон жилой застройки:

МНОГОЭТАЖНАЯ ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА НА СВОБОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ:

– в Октябрьском округе – район Больничный (4-5 этажей),

– в Первомайском округе – район гора Горелая (4-5 этажей),

-район Ледокольный (4-5 этажей),

– в левобережной части – пос. Дровяное (4-5 этажей);

МНОГОЭТАЖНАЯ ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА НА ПЕРЕПРОФИЛИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ:

– в Ленинском округе – квартал 180;

МНОГОЭТАЖНАЯ ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА НА РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ:

– в Ленинском округе – кварталы № 2, 3, 4, 41 (4-5 этажей),

– кварталы 172, 173, 201, 202 (5-9 этажей),

– в Октябрьском округе – кварталы 42, 84, район Больничный (4-5 этажей),

– кварталы № 66, 71, 123, район Новое плато (5-9 этажей),

– в Первомайском округе – кварталы 153а, 154а, 140-151, 302, 307, 308, район Жилстрой (4-5 этажей),

– в левобережной части – пос. Абрам – Мыс (4-5 этажей);

УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА:

– в Ленинском округе – микрорайон 204;

СМЕШАННАЯ ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА (СРЕДНЕЭТАЖНАЯ И МАЛОЭТАЖНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ)

НА СВОБОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ:

– в Октябрьском округе – район Озерный (мкр. 405),

– в Первомайском округе – район горы Горелая,

– район Ледокольный,

– квартал 305;

МАЛОЭТАЖНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЖИЛАЯ ЗАСТРОЙКА

НА СВОБОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ:

– в Октябрьском округе – северо-восточная часть округа, на объездной дороге,

– район Больничный,

– в Первомайском округе – район Жилстрой,

– участок в районе объездной дороги,

– район Ледокольный,

– район горы Горелой,

– участок на пересечении ул. Шевченко и объездной дороги,

– ул. Героев Рыбачьего;

– в левобережной части – в районе пос. Дровяное,

– в районе пос.Абрам-Мыс;

В ЗОНАХ РЕКОНСТРУКЦИИ И УПЛОТНИТЕЛЬНАЯ ЗАСТРОЙКА:

– в Ленинском округе – район Роста.

ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВЫЕ ЗОНЫ.

Генеральным планом намечено формирование 3-х ступенчатой системы обслуживания.

Общественно деловой центр города развивается за счет зоны, примыкающей к пр. Ленина. Он насыщается целым рядом недостающих объектов общегородского значения:

– кукольный театр предлагается разместить на ул. Книповича в 83 квартале,

– спортивно-развлекательный центр, включающий каток, аквапарк, фитнесзалы, бассейн – на пересечении просп. Ленина и ул.Полярной дивизии, рядом с магазином "Окей";

– концертный зал на просп. Кирова на реконструируемой территории 142 квартала.

– планируется реконструкция городского стадиона.

Предлагается формирование в городском центре торговых улиц.

Генеральным планом планируется создание благоустроенных набережных в районе моста через Кольский залив и в районе морского вокзала по пр.Портовый.

Предусмотрено развитие и формирование специализированных общественно-деловых зон:

– зона объектов здравоохранения развивается в пределах выделенных территорий за счет завершения начатого еще в конце 80-х и в 90-х годах строительства родильного дома и поликлиники в Ленинском округе, административно-учебного корпуса областной больницы, детского реабилитационного центра для подростков, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

– развитие зоны для занятий физкультурой и спортом планируется за счет реконструкции городского стадиона, модернизации сооружений учебно-тренировочной базы спортивного комплекса, строительства легкоатлетического манежа в Долине Уюта, строительства физкультурно-спортивного комплекса в каждом административном округеа, 50-метрового плавательного бассейна на ул. Кильдинской, реконструкция учебно-тренировочной базы лыжного двоеборья на оз. Окуневом;

– зона социальной защиты населения развивается за счет создания школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья и сирот на окраине пос. Абрам-Мыс, социальной гостиницы (дом временного пребывания) для лиц без определенного места жительства к западу от пос. Дровяное, учреждения временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в районе дома-интерната у оз.Среднего.

– формирование зоны производственной и предпринимательской деятельности (бизнес-инкубаторов производственного и офисного типов, промышленного парка, выставочного центра, многофункциональных деловых центров) предлагается в Октябрьском округе на ул. Планерной, в Первомайском округе – на намывных территориях к югу от рыбного порта и в районе ул. Песочной.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ.

Потребность города в новых промышленных, коммунально-складских территориях будет удовлетворяться за счет развития Северной промзоны и формирования новых производственных зон у северной границы города и на левом берегу Кольского залива в районе пос. Дровяное. Выделена территория для размещения коммунальных объектов в Ледово-Ледокольной промзоне и в районе ул.Шевченко.

Кроме того, развитие производственных зон возможно за счет внутренних территориальных резервов в уже сложившихся зонах.

Строительства ТЭЦ -2 планируется за границами города – в районе дороги на Серебрянскую ГЭС. Зарезервирована территория для расширения электроподстанции № 53 в районе Долины Уюта.

К расчетному сроку генерального плана будет произведена реконструкция здания морского вокзала и пирса дальних линий, а также железнодорожного вокзала.

Генеральным планом предлагается развитие системы благоустроенных зеленых насаждений. Предусматривается завершение формирования лесопарковой зоны в Долине Уюта, развитие парка на оз. Семеновское, создание парковых зон у оз. Большого, Варничного, в районе горы Горелой, вдоль р.Глубокого, детского парка на ул. Гвардейской, бульвара в проектируемой застройке по улице Шевченко, скверов у храма Спас-на-Водах, у моста через Кольский залив, благоустройство территорий у памятника Защитникам советского Заполярья и у мемориального комплекса в пос. Абрам-Мыс и др.

Развитие зон специального назначения планируется за счет:

– строительства нового полигона ТБО на западном берегу Кольского залива в районе пос. Дровяное;

– трех новых снегосвалок – за объездной дорогой в северной и южной частях города и на западном берегу Кольского залива.

– расширения городского кладбища, расположенного на 7-8 км автодороги Кола-Мурмаши,

– строительства крематория на 10 км автодороги Кола-Мурмаши;

– строительства нового завода по сжиганию ТБО за границами города по дороге на Серебрянскую ГЭС при исчерпании ресурса завода, расположенного в городе.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Развитие улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры города планируется за счет строительства новых участков дорог и дорожно-транспортных сооружений и за счет реконструкции существующих.

Основной идеей генерального плана является создание в правобережной части города магистрального "кольца" с диаметрами широтного и меридионального направления. В состав "кольца" предлагается включить следующие улицы и дороги: Прибрежную автодорогу, улицы Подгорную и Траловую, Портовый проезд, участок нового строительства от Портового проезда до Нижне-Ростинского шоссе, Нижне-Ростинское шоссе и его северное продолжение до Восточно-объездной автодороги, Восточно-объездную автодорогу, автоподъезд к Мурманску от М-18, улицы Шабалина и Копытова и проектируемый участок до Прибрежной автодороги и моста.

В состав диаметра широтного направления от ул. Подгорной до автоподъезда от М-18 предлагается включить улицу Книповича, улицу Рогозерскую и предлагаемое генеральным планом ее продолжение, а также выезд на автоподъезд от М-18.

Меридиональный диаметр будут составлять проспекты Кольский и Ленина, улицы Папанина, Челюскинцев и проспект Героев-североморцев. Меридиональный и широтный диаметры предлагается соединить двумя участками магистралей общегородского значения. Первый участок включает в себя улицы Папанина и К. Маркса, второй – улицу Полярные зори.

Проектом генерального плана предлагается построить следующие участки магистральных улиц и дорог:

– участок дороги от Портового проезда до Нижне-Ростинского шоссе;

– участок от Нижне-Ростинского шоссе через северную часть города до Восточно-объездной автодороги;

– участок от Кольского проспекта до Прибрежной автодороги;

– участок от ул. Ломоносова до ул. Радищева (дублер Кольского проспекта);

– улицу Рогозерскую до выезда на автоподъезд к Мурманску от М-18 "Кола";

– улицы в районах нового жилищного строительства.

Генеральным планом предлагается реконструировать с расширением проезжих частей Прибрежную автодорогу, улицы Подгорную, Траловую и Портовый проезд, Нижне-Ростинского шоссе, Восточно-объездную автодорогу, автоподъезд к Мурманску от М-18, улицы Шабалина и Копытова. Расширение проезжих частей рекомендуется произвести на просп. Кирова, просп. Ленина и ул. Шмидта от ул. Книповича до ул. Воровского.

Будут построены четыре транспортные развязки: три в южной части города по проекту II очереди мостового перехода через Кольский залив и одну в северной при слиянии продолжения Нижне-Ростинского шоссе с Восточно-объездной автодорогой.

На пересечении улицы Баумана с новым участком магистрали общегородского значения (II очередь мостового перехода) предлагается строительство путепровода.

Планируется реконструкция существующих путепроводов в створе ул. Достоевского и у пересечения улиц Книповича и Шмидта. Для улучшения условий движения транспорта проектом предлагается реконструировать пересечение Кольского проспекта и улицы Зои Космодемьянской, а также обустроить светофорными объектами и провести реконструкцию существующих объектов на ряде перекрестков.

Предлагается развивать маршрутную сеть автобуса и троллейбуса.

1 ОЧЕРЕДЬ СТРОИТЕЛЬСТВА

На 1 очередь строительства численность население города составит 314 тыс.чел.

Жилищный фонд к концу 1 очереди составит 7310 тыс.м2 общей площади, объем убыли жилого фонда – 90 тыс.м2, жилой фонд нового строительства – около 400 тыс м2 общей площади. Средний показатель жилищной обеспеченности будет равен 23,3 м2 на жителя.

Объекты строительства 1 очереди определены с учетом выделенных земельных участков под строительство и начатых строительством объектов обслуживания, а именно:

Ленинский административный округ:

1. Спортивно-развлекательный центр с размещением аквапарка, фитнесзалов, объектов торговли и общественного питания;

2. Завершение строительства перинатального центра и поликлиники;

Октябрьский административный округ:

1. Многофункциональный комплекс;

2. Бассейн;

3. Культурно-оздоровительный центр;

4. База отдыха;

Первомайский административный округ:

1. Многофункциональный комплекс с размещением спортивных объектов и помещений общественно-делового назначения;

2. Универсальный спортивный комплекс;

В целом по городу

1. Объекты местного уровня обслуживания.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Основной идеей по развитию улично-дорожной сети города на первую очередь строительства является формирование магистрали вдоль правого берега Кольского залива и широтной магистрали для связи ее с автоподъездом от М-18. Для формирования магистрали вдоль берега необходимо реконструировать участки дорог, улиц и проездов вдоль правого берега, построить новый участок дороги между Портовым проездом и Нижне-Ростинским шоссе, реконструировать Нижне-Ростинское шоссе с продлением его через северную часть города до Восточно-объездной автодороги. На трассе прибрежной магистрали проектом предлагается реконструировать путепровод через ж.д. пути в районе ул.Достоевского и построить две транспортные развязки.

Для формирования широтной магистрали предлагается реконструировать пересечение улиц Книповича и Шмидта с расширением проезда под железнодорожным путепроводом до 4 полос движения для выезда на улицу Подгорную и реконструировать и продлить улицу Рогозерскую до выезда на автоподъезд к Мурманску от М-18 "Кола".

К 2015 году генеральным планом предлагается построить участок магистральной улицы районного значения от ул. Ломоносова до ул. Радищева, чтобы снять часть нагрузки с Кольского проспекта, и реконструировать пересечение Кольского проспекта с улицей Зои Космодемьянской с целью обеспечения проезда по всем направлениям.

В районах первоочередного строительства проектом предлагается построить 4,5 км новых магистральных улиц районного значения. Из существующих улиц на первую очередь строительства предлагается реконструировать улицу Шмидта от ул. Книповича до ул. Воровского с расширением проезжей части.

До 2015 года проектом предлагается проложить новые троллейбусные линии по улицам Чумбарова-Лучинского, Старостина, Мира, Скальной, Маклакова и Верхне-Ростинскому шоссе.

В январе 2009 года в Мурманске пройдут публичные слушания по проекту "Генеральный план муниципального образования город Мурманск".


Copyright 2008-09
© promurman.ru
обратная связь