Сегодня в Москве проходит расширенное заседание Министерства транспорта Российской Федерации. В ходе обсуждения вопросов планируется подвести итоги социально-экономического развития отрасли в 2008 году, и рассмотреть план действий в 2009-2011 годах по реализации задач устойчивого обеспечения потребностей экономики страны и населения в перевозках на основе эффективной и безопасной работы всех звеньев транспортного комплекса.
И.о. директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Андрей Лаврищев обратился к генеральному директору ОАО "Мурманский морской торговый порт" Виктору Морозову с предложением принять участие в работе коллегии. Специалисты порта отреагировали оперативно, опубликовав на своем сайте ряд проблемных вопросов, требующих своего разрешения в ближайшем будущем.
Прежде всего, портовики считают, что принятый в 2007 году закон "О морских портах" не обеспечивает цели и задачи, которые ставились при его разработке. Его положения в условиях отсутствия подзаконной правовой базы фактически не применяются: не установлены границы портов и не создан реестр, не решаются процедуры установления зон таможенного контроля, не заключаются договоры аренды инфраструктуры морских портов и узловые соглашения.
Фактически данный закон несет в себе не объединяющую роль для участников транспортного процесса в морских портах, а только усиливает разногласия между железнодорожным перевозчиком, таможенными органами, операторами транспортных терминалов.
Виктор Морозов считает, что существующая система управления государственным имуществом в морских портах не позволяет быстро реагировать на меняющиеся потребности рынка и фактически является тормозом для развития рынка услуг по перевалке грузов.
Количество органов государственной власти, осуществляющих свои функции в морских портах, значительно возросло и многократно превышает количество чиновников в аналогичных иностранных портах.
Более того, во всех портах искусственно введена деятельность государственной коммерческой организации ФГУП "Росморпорт", являющегося ненужным промежуточным звеном во взаимоотношениях государства и непосредственных производителей услуг в морских портах. Как следствие, стали возникать проблемы с поддержанием в рабочем состоянии глубин подходных путей, с обновлением реперной сети, установлением взаимоотношений с операторами морских терминалов в пользовании, модернизации, строительстве инфраструктуры морских портов. Если ранее портовые сборы, рассчитанные для каждого порта в отдельности, целевым образом расходовались на обновление соответствующей инфраструктуры, то в настоящее время сборы идут для обслуживания интересов центрального аппарата унитарного предприятия.
Под предлогом обеспечения сохранности объектов инфраструктуры в неизменном виде, т.е. в целях исключения возможного уничтожения государственного имущества, ФГУП "Росморпорт" отклонило целый комплекс мер, предложенных ОАО "ММТП", по улучшению инфраструктуры морского порта Мурманск (оборудование грузовых площадок современным покрытием, строительство новых железнодорожных путей, увеличение протяженности подкрановых путей, реконструкция теплотрассы), не говоря о решении более глобальных проблем.
Портовики уверены, что подобная система государственного управления портами существенно снижает конкурентные преимущества российских портов и отбрасывает на десятилетия назад их развитие.
www.interfax.ru
Доллар. Пора покупать?
www.gazeta.ru
ЦБ не хватает системности
www.smoney.ru
Продавать акции российских компаний рано