"ПЛАЗАГРУПП" – один из крупнейших в Мурманске операторов коммерческой недвижимости. При этом достаточно сильный упор компания делает на развитии складского хозяйства. О том, чего Мурманску не хватает в этой сфере, и в каком направлении мы будет двигаться, www.promurman.ru поговорил с генеральным директором компании, депутатом городского Совета четвертого созыва Юрием Макаренко.
– Юрий Анатольевич, трудно не согласится, что сегодня, во время кризиса, тема правильно организованной торговли принимает особое значение. И в первую очередь это касается продуктов питания.
– Совершенно верно. Грамотные, правильно отстроенные логистические процессы позволяют торговым сетям снизить свои издержки, а значит и сдерживать рост цен для населения, поддерживать высокое качество продукции, что также крайне важно.
В Мурманске розничная торговля стала достаточно цивилизованной. Есть несколько форматов магазинов: так называемые магазины у дома, супермаркеты, гипермаркеты. Скажу больше, если сравнивать с другими городами, то количество продовольственных магазинов в Мурманске на душу населения даже выше, чем в Москве и Санкт -Петербурге. И это абсолютно точные данные, подтвержденные статистикой. В той же Москве, зачастую, чтобы купить продукты нужно куда-то ехать. У нас же магазины расположены чуть ли не в каждом доме. Наличие же нескольких сетей рождает конкуренцию, сдерживая рост цен.
– Большая часть продуктов на мурманских прилавках завезены из-за пределов области. Но торговать только с колес нельзя. А значит, товары должны временно размещаться на складах. Вы, как специалист в области коммерческой недвижимости, и, в частности, складского хозяйства, как можете оценить данную сферу в Мурманске?
– Я уже не раз говорил, что логистика, складское хранение – это большой отдельный бизнес, которого в Мурманске сегодня нет. В крупных городах строятся гигантские складские терминалы на сотни тысяч квадратных метров. Строятся целые сети связанных друг с другом логистических складов. У нас пока такого нет, и в ближайшее время вряд ли появится. Мурманск пока находится на другой стадии развития.
– Поясните подробнее.
– Как развивается торговля? Сначала, условно, ларек, потом магазин, большой магазин, гипермаркет… За всем этим стоят склады. Но время цивилизованных складов у нас еще экономически не наступило. Лишь когда сегмент розничной торговли будет полностью заполнен, предприниматели начнут заниматься складами.
Сегодня в городе абсолютное большинство складов – это то, что создано достаточно давно, еще во времена Союза. А то что появлялось позже строилось скорее вопреки существующим тенденциям и под локальные задачи. Финны строили что-то для обработки ягод, рыбаки строили… Это небольшие проекты, не оказывающие влияния на рынок. Единственное исключение, пожалуй, это компания "Евророс". Они молодцы, построив собственный склад, они показали, что не временщики, а пришли всерьез и надолго. Такой склад, по большому счету, экономически невыгоден, гораздо дешевле брать площади в аренду, но если ты собираешься работать долго – то, конечно, он необходим, как база для развития сети. К слову, мировая практика показывает, что окупаются такие проекты за 10-12 лет, по нашим меркам это очень долго.
(Именно на этом складе 08.04.09 произошел серьезный пожар. Наша реакция выражает уверенность, что администрация торгового дома оперативно ликвидирует последствия ЧП, и временно вышедшие из строя складские мощности вновь заработают- www.promurman.ru).
– Но если строить новые складские комплексы очень дорого и экономически неоправданно, то что же делать? Ведь сегодня значительная часть помещений для хранения товаров буквально рассыпается на глазах.
– Да, значительная часть товаров, которые потом попадают на прилавки, хранится на складах, которые устарели и морально и физически. Выходом в данной ситуации может стать тот путь, по которому пошла наша компания – это полная, капитальная реконструкция существующих складов. Это не нужно путать с простым ремонтом. Реконструкция в моем понимании – совершенное преображение объекта: меняется отопление, освещение, делаются эстакады и даже, при необходимости подтягивается железная дорога. Это компромиссный вариант.
– Кризис не отразился на вашем бизнесе?
– Нужно понимать, что при любой рыночной ситуации объемы потребления продуктов не падают. Люди как ели условное количество пищи, так и продолжают есть. Куда от этого деться? Другое дело, что падает качество потребления. Не можем себе позволить треску и семгу – едим мойву и путассу. С оленины и говядины переходим на курицу. Нет денег на курицу – едим макароны и картошку и т.д. То есть с точки зрения наполняемости складских помещений ситуация меняется мало. Да, упрощается и сжимается ассортимент, но с точки зрения объемов, все остается примерно на прежнем уровне. Поэтому складские мощности востребованы будут. Хотя, конечно, есть определенные провалы, но в основном они касаются непродовольственных товаров.
Что касается кризиса… Конечно есть определенное влияние, но все же, именно в Мурманске, он пока выражается больше в разговорах, в ожиданиях. Мы больше боимся кризиса, чем реально его испытываем. Есть другие регионы, где сегодня действительно тяжело. Это, в первую очередь области, которые "сидели" на крупных инвестиционных потоках. Они привлекали значительные кредитные ресурсы, в том числе и иностранные. Сейчас нужно рассчитываются, но кредиты не пролонгировать, а ставки растут.
И все же не хочу быть излишне оптимистичным. Думаю, что для мурманского бизнеса настоящим испытанием станет лето. И так это время, когда бизнесу традиционно тяжело: люди массово уезжают, деньги никто не тратит, покупательская способность низкая. В этом году будет особенно сложно. Главное – дотянуть до осени и все пойдет в гору.
www.interfax.ru
Доллар. Пора покупать?
www.gazeta.ru
ЦБ не хватает системности
www.smoney.ru
Продавать акции российских компаний рано