Торговые сети и их влияние на потребительский рынок. Анализ содержания договоров поставок в торговые сети.
На потребительском рынке Мурманской области широкое распространение получили продовольственные розничные сети "Евророс", супермаркетов "Провизион". Большая часть сети "Евророс" сосредоточена в г. Мурманске, а это 23 магазина площадью 12098.8 кв.м, что, по данным отдела развития потребительского рынка, составляет 30.2% торговых площадей продовольственной торговли города, что говорит о доминировании на рынке. Кроме того, этой сети принадлежат по одному магазину в городах области: Кандалакше, Оленегорске, Североморске, Полярные зори.
Сеть супермаркетов "Провизион" также представлена на всей территории Мурманской области. В ее составе: 3 супермаркета в Мурманске общей площадью 1556 кв.м, кроме того, по одному супермаркету в городах Мурмаши, Снежногорск, Полярные зори, Кандалакша с площадями соответственно 450, 783, 500, 980 кв.м . Общая площадь всех супермаркетов "Провизион" составляет 4268 кв.м., кроме того, в 2008 году введен в действие гипермаркет "ТВОЙ" площадью 5000 кв.м. этой же компании.
В 2008 году в Мурманске начали свою работу 2 гипермаркета торговой сети "ОКЕЙ" (Санкт- Петербург).
Процесс развития торговых сетей в Мурманске и области изменил систему взаимоотношений участников потребительского рынка. Безусловно, для покупателей, развитие предприятий современного формата – супермаркетов и гипермаркетов, является положительным фактором. Широкий ассортимент товаров и услуг, значительная экономия времени на их приобретение, современное оборудование и интерьер – все это способствует удобству совершения покупок. Однако, с развитием торговых сетей постепенно исчезают с потребительского рынка небольшие магазины, ориентированные, в основном, на реализацию товаров местных производителей и неспособные осуществлять крупные закупки товаров за пределами Мурманской области и конкурировать с сетями в ценовом вопросе. В отличие от них, торговые сети такую возможность имеют и предпочитают работать с поставщиками из других регионов России, где сырье на продукцию и сама продукция значительно дешевле, что дает возможность получать значительную прибыль за счет увеличения торговой наценки на эти товары. Учитывая свое доминирующее положение, торговые сети диктуют поставщикам свои условия поставки товаров, цены на продукцию, порядок расчетов за поставленный товар и санкции за их невыполнение.
Анализ содержания договоров поставки в торговые сети Мурманска позволил выявить следующие примеры дискриминационной и невыгодной для поставщиков политики торговых сетей:
1.Обязательство поставщика не изменять цены на товар, установленные спецификацией в течение 3-х месяцев.
2. Отсрочка платежа поставленного товара составляет от 40 до 90 календарных дней ( т.е. обязанность поставщика кредитовать торговую сеть), даже на такую продукцию, срок хранения которой составляет от 36 часов до 15 суток , поставляется ежедневно и обладает высокой скоростью продаж.
3. Обязательство поставщика осуществлять поставку товаров по ценам, которые не будут превышать цену поставки таких же товаров, поставляемых другим операторам розничной торговли, с тем, чтобы при формировании в торговой сети наценки не ниже нормы получать цену на витрине значительно ниже, чем у других розничных предприятий.
4. Право торговой сети не оплачивать поставленный товар без применения к ней каких-либо мер ответственности в случаях неправильного оформления счетов-фактур на поставленный товар или непредставления поставщиком подписанного акта сверки.
5. Право торговой сети уменьшать сумму платежей за поставленные товары на сумму стоимости возвращенных поставщику товаров, на сумму стоимости некачественных товаров (независимо от того, по чьей вине товар потерял качество), а также на иные суммы, причитающиеся с поставщика по договору поставки или другим договорам, заключенными между поставщиком и сетью, включая пени и штрафы, о чем посылает поставщику уведомление.
6. Право торговой сети вернуть поставщику товар в связи с отсутствием на него спроса.
7. Все расходы по поставке товаров ложатся на поставщика, невыполнение или любое отклонение от условий договора влечет за собой ответственность только со стороны поставщика:
поставщик обязуется уплатить покупателю штраф в размере 10% от стоимости недопоставленных товаров;
поставщик обязуется уплатить пени в размере 0,1%от суммы просроченной заявки за каждый час просрочки;
поставщик обязуется уплатить штраф в размере 10% от стоимости товара заказанного покупателем по невыполненной заявке;
в случае поставки товара транспортом, не обеспечивающим надлежащие условия транспортировки товара, покупатель имеет право частично или полностью отказаться от приемки товара или потребовать от поставщика уплаты штрафа в размере 10 % от суммы заявки;
если поставщик не осуществил в течение10 календарных дней с момента поставки товара замену сопровождающих документов, оформленных с нарушением требований, поставщик обязуется уплатить штраф в размере 10% от суммы поставки товара, указанной в счет-фактуре, а в случае ее отсутствия – от суммы поставки, указанной в накладной;
в случае поставки поставщиком товара в адрес покупателя по ценам выше, указанных в спецификации к договору, поставщик обязан выплатить штраф в двукратном размере от суммы разницы между согласованными в заказе ценами и ценами в накладной или по усмотрению покупателя (сети) поставщик уплачивает штраф в размере 10000 (десять тысяч) рублей за каждое несоответствие цены;
в случае несвоевременного уведомления поставщиком покупателя об изменении названия, адреса, банковских реквизитов или организационно-правовой формы (в течение 5 дней) поставщик обязуется уплатить штраф 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
При вхождении на региональный рынок торговые сети используют местных производителей в качестве "раскрутки", чтобы привлечь покупателя, так как они пользуются лояльностью потребителя. Затем, на основании "лучших условий" этот товар заменяется на привозной. Например, на стадии открытия гипермаркета "О*КЕЙ" в ассортимент было введено яйцо птицефабрики "Мурманская", затем его заменили на яйцо "Роскар" из Санкт-Петербурга под предлогом более низкой цены.
Анализ показывает, что торговые сети все расходы по поставке товара и риски по его реализации возложили на поставщиков. В действительности, и это уже не секрет, основная часть прибыли торговых сетей приходится на прочие доходы, то есть доходы от поставщиков, а не от конечных покупателей. Сети оформляют договора таким образом, чтобы не все издержки поставщиков отражались на себестоимости. Широкое использование таких инструментов получения дополнительной прибыли как "плата за ввод новых позиций", штрафные санкции , пени, неустойки, которыми изобилуют договора поставки, дают основную часть прибыли торговых сетей, чем выматывают поставщиков. Поставщикам приходится выбирать между убытком и большим убытком, фактически финансируя развитие торговых сетей. Поэтому, чтобы уйти от убытка по работе с сетями, поставщики вынуждены поднимать общий уровень отпускных цен для других клиентов. При этом сеть свои цены не поднимает, так как она свой основой доход от поставщика и так уже получила.
Изменить ситуацию может только установление прозрачных и честных принципов ценообразования и контроль со стороны государства за деятельностью торговых сетей, которые в настоящее время доминируют на рынке.
Руководитель отдела экспертизы качества товаров и услуг Северной торговой промышленной палаты В. А. Пинкас.
www.interfax.ru
Доллар. Пора покупать?
www.gazeta.ru
ЦБ не хватает системности
www.smoney.ru
Продавать акции российских компаний рано