На прошлой неделе, в администрации города Мурманск, прошел "круглый стол", посвященный вопросам совершенствования законодательной базы в вопросах земельных отношений, развития инженерной инфраструктуры, а также обеспечения жильем незащищенных слоев населения (детей-сирот, ветеранов, инвалидов и др.).
Организаторами "круглого стола" выступили администрация областного центра и Совет депутатов города Мурманска при поддержке регионального отделения партии "Единая Россия", а также представители строительных организаций города.
В рамках мероприятия перед собравшимися выступил Руфат Синякаев, председатель комитета имущественных отношений администрации города. Он рассказал о ходе реализации трех программ по закупке социального жилья на территории города Мурманск.
Во-первых, переселение граждан из ветхого жилищного фонда в Мурманске (срок реализации рассчитан на 2005-2010 год). На момент начала действия программы в городе насчитывалось 2256 жилых домов, 350 из них попадали под понятие ветхого и аварийного фонда, это 185 тысяч кв. метров общей площади аварийных и ветхих домов. За время действия программы, комитет приобрел 57 квартир, расселив при этом всего лишь 11 ветхих домом из запланированных 350.
Во-вторых, покупка жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом году на реализацию программы планируется выделить около 156 млн рублей. За все время действия программы было расселено 220 детей сирот. На сегодняшний день, в списках на предоставление квартир стоит 180 детей, в ближайшие два-три года ожидается появление еще 300 детей.
В-третьих, приобретение жилья ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Эта программа начала действовать с прошлого года, и за время ее действия было приобретено только восемь квартир. На программу для ветеранов выделено 15 млн. рублей.
По словам Синякаева, за прошедший год комитетом имущественных отношений было выброшено на рынок вторичной недвижимости порядка 350 млн рублей. В апреле 2008 года цена на однокомнатную квартиру составила 1 млн 150 тысяч, в сентябре 2008 года однокомнатная квартира стоила уже 1,5 млн. рублей.
– Сегодня при покупке квартиры на вторичном рынке жилья, – говорит Синякаев – мы платим за один квадратный метр 50000 рублей. Строители из Мурманской области и других областей предлагают нам построить жилье за меньшую сумму, приблизительно от 43 до 46 тысяч рублей за квадратный метр.
Но, в законодательстве Мурманской области четко прописано, что деньги предоставляются только на приобретение жилья. В этом случае комитет имущественных отношений вынужден покупать жилье только на вторичном рынке. Как сообщил Руфат Равильевич, выбрасывая ежегодно гигантские сумы денег на покупку жилья власти сами разогревают вторичный рынок, играя на руку риэлторам.
На обсуждении за "круглым столом" Синякаев предложил, чтобы денежные средства предоставляли не для покупки, а для строительства нового жилья. Это позволит создать в Мурманске дополнительные рабочие места, позволит строительным организациям продержаться на плаву в условиях кризиса.
По-мнению председателя совета директоров ОАО "Строительная компания "АСМ" Алексея Веллера, социальное и доступное жилье строители будут возводить только в случае, если власти будут являться заказчиками строительства. Подрядные организации, борясь за получение госзаказа, неизбежно станут снижать цены. И конечно, если заказчиком будут выступать местные или региональные власти, то подрядчик вправе надеяться на решение вопроса с подключением к инженерной инфраструктуре.
Как сообщил Олег Луценко, заказчик строительства микрорайона "Озерный", на сегодняшний день в городе наблюдается недостаток платежеспособного спроса на недвижимость. По мнению Луценко, невозможно строить социальное жилье с теми арендными ставками на землю, которые на сегодняшний день существуют в Мурманске. Он предложил пересмотреть арендные ставки для стимулирования строительства.
За круглым столом был затронут вопрос, связанный с проблемами подключения к инженерным сетям при строительстве жилья. Себестоимость квартир сейчас в значительной степени складывается из затрат на создание инженерной инфраструктуры. И это не только инженерные сети, но и дороги. В Мурманске нет механизма, который бы позволял прокладывать их за счет городского или областного бюджета. В конечном итоге получается, что дороги строятся за счет будущих владельцев квартир. Это существенно удорожает стоимость одного квадратного метра при покупке жилья
Григорий Степанов, директор Мурманской горэлектросети, сообщил, что, на сегодняшний день, другого источника подключения к сетям, кроме "Колэнерго" в Мурманске просто нет. Несмотря на то, что население не растет, город структурно развивается, энергозатраты увеличиваются. Цена за подключение к электрическим сетям, сегодня достигает порядка 45 тысяч рублей за 1 кВт. Это не на много ниже чем, например, в Питере, там подключение обходится, порядка 52 тысяч рублей за 1 кВт. "На мой взгляд необходимо определить, кто и за счет чего будет строить объекты инженерных сетей, только тогда будет понятна плата за техническое подключение", сказал Степанов.
Учитывая возросший спрос на земельные участки под новое строительство Правительство Мурманской области в июне 2007 года приняло постановление "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городе Мурманске – Административном центре Мурманской области".
В соответствии с этим постановлением выделение земельных участков под строительство рассматривается на областной земельной комиссии, которая, в реальности, на протяжении многих месяцев не собирает документы по земельным участкам и не принимает никаких решений, не проводит аукционов. Сейчас на торгах область предоставляет земельные участки, сформированные городом. Если администрация Мурманска не определит границы, не проведет межевание, не поставит участок на кадастровый учет, то области нечего будет предложить застройщикам. Принятие постановления вызвало немало недовольств среди строителей, так, как оно существенно усложняет процесс принятия решения о предоставлении площадей под строительство. До конца 2010 года все участки под строительство должны быть разграничены между муниципальной и региональной властью.
Общее мнение всех участников выразил Алексей Веллер:
– Этот документ закон крайне вреден для строительства в городе, – говорит Веллер. – У одного ребенка не может быть двух опекунов, либо ответственность несет одна сторона, либо другая.
Веллер выразил недоумение, от того, что правительство Мурманской области, взяв на себя полномочия по распоряжению земельными участками, ими реально воспользоваться не может и выступил с предложением рассмотреть возможность отмены с 1 января 2010 года этого документа.
"Если муниципалитет отвечает за свое развитие, то он и должен принимать решение по выделении участков под строительство. Иначе получается парадоксальная ситуация – отвечают одни, а решают другие", – заключил Алексей Веллер.
www.interfax.ru
Доллар. Пора покупать?
www.gazeta.ru
ЦБ не хватает системности
www.smoney.ru
Продавать акции российских компаний рано